Остапенко А.
Мнемоническая запоминалка как «вѣчный»
педагогический приём // Педагогическая техника. – 2008. – № 3. – С. 5-13.
За четверть века работы в образовании мне пришлось
пережить то ли семь, то ли восемь образовательных реформ. Несложные математические
расчёты говорят о том, что срок проведения этих самых реформ значительно
короче, чем полный образовательный цикл (11-16 лет). А это значит, что один и
тот же ребёнок начинает получать образование в одних педагогических реалиях, а
заканчивает в иных. Какая уж тут преемственность? Какое уж тут отслеживание
результатов? Стало быть, все реформы и модернизации – это явление временное и
проходящее, как стихийное бедствие. А раз реформы – это врéменная
реальность, то, что о них говорить на фоне размышлений о вечном. Давайте
попробуем вспомнить, в чём состояла суть хоть двух-трёх реформ. Вспомнили? Нет?
Я тоже не вспомнил. А коль так, то давайте поговорим о «вечном».
Посадим мысленно рядом бабку, дедку, внучку и Жучку и
спросим их о том, знают ли они о том, что такое «пифагоровы штаны» или кто
такая «крыса-биссектриса». Полагаю, что для первых трёх персонажей ответ
предсказуем. А почему? А потому, что «пифагоровы штаны» и «крыса-биссектриса» –
это «вечное», передающееся из поколения в поколение. Кто не знает запоминалку
про Ивана, который «родил девчонку» или байку про охотника, который «желает
знать, где сидят фазаны»?
«Запоминалки – это короткие мнемонические
фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных
ассоциаций». Такое определение нам даёт справочно-информационный портал
ГРАМОТА.RU. Запоминалки – это из области «вечного». Реформы проходят, а «пифагоровы
штаны» остаются.
Мы порылись в сети и накопали некоторое
количество известных и забытых запоминалок и решили начать их
коллекционировать. Как этнографы собирают в экспедициях пословицы и песни, так
и мы объявляем повсеместную экспедицию по откапыванию учительского фольклора. И
начнём эту работу с запоминалок.
Для начала мы поделимся тем, что накопали мы.
Начнём со старых запоминалок.
Реформа языка 1918 года лишила нас не только глубины понимания слов
«миръ» и «міръ», но лишила замечательной буквы «ять». Уже не все помнят, что писалась
она вот так «Ѣ ѣ». А вот для того, чтобы запомнить слова, в которых писалась эта
замечательная буква, нужно было знать запоминалку. Помниться, я как-то в
детстве нашёл её начало в репринтно изданной книжке, а вот сейчас с
удовольствием поделюсь полным текстом. Хотя кто знает, какой он на самом деле полный.
Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ
Убѣжалъ голодный въ лѣсъ.
Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ
И за горькiй тотъ обѣдъ
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.
Вѣдай, братъ, что клѣть и клѣтка,
Рѣшето, рѣшетка, сѣтка,
Вѣжа и желѣзо съ ять, --
Такъ и надобно писать.
Наши вѣки и рѣсницы
Защищаютъ глазъ зѣницы,
Вѣки жмуритъ цѣлый вѣкъ
Ночью каждый человѣкъ...
Вѣтеръ вѣтки поломалъ,
Нѣмецъ вѣники связалъ,
Свѣсилъ вѣрно при промѣнѣ,
За двѣ гривны продалъ въ Вѣнѣ.
Днѣпръ и Днѣстръ, какъ всѣмъ извѣстно,
Двѣ рѣки въ сосѣдствѣ тѣсномъ,
Дѣлитъ области ихъ Бугъ,
Рѣжетъ съ сѣвера на югъ.
Кто тамъ гнѣвно свирѣпѣетъ?
Крѣпко сѣтовать такъ смѣетъ?
Надо мирно споръ рѣшить
И другъ друга убѣдить...
Птичьи гнѣзда грѣхъ зорить,
Грѣхъ напрасно хлѣбъ сорить,
Надъ калѣкой грѣхъ смѣяться,
Надъ увѣчнымъ издѣваться...
Наверняка
такая запоминалка помогала дореформенным гимназистам (и реалистам) запомнить
правописание исключений с этой самой буквой ѣ.
А
теперь поделимся запоминалками с современными гимназистами и лицеистами, для
которых именно русский язык стал почему-то самым сложным предметом. Итак,
начнём.
Для усвоения алфавита воспользуемся такой
запоминалкой:
АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!
Для проверки безударных гласных в корне слова
воспользуемся следующей прибауткой:
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!
Ну и конечно же буква Ы после Ц в корне слова
пишется в следующих словах:
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»
А уж для названий падежей запоминалок целая куча:
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку. |
Иван Родионович, Дайте Вашу Трубку Покурить! |
Иван Рубил Дрова, Василиса Таскала Поленья. |
Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печку. |
Иван Родил Девочку Верочку, Толстенькую, Пузатую. |
Имя Родители Дали – Винни Топтыжку Прозвали. |
Непроизносимые согласные в корне слова легко
усвоить, помня:
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
или
Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
А вот усвоить «длину» «носков» и «чулок» нам
поможет следующая запоминалка:
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и
зависеть, и вертеть.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
или
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
ЗвонИт и говорИт.
Фёкла красная, как свЁкла!
В огороде баба Фёкла, у неё на
грядке свЁкла!
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Не говори катАлог,
а только каталОг.
А твОрог? Можно твОрог,
а можно и творОг!
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит
углы пополам.
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны
пополам.
Пифагоровы штаны во все стороны равны.
Число π нам помогут запомнить такие стишки:
Если очень постараться,
Можно сразу пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
или
Надо только постараться
и запомнить всё как есть —
три, четырнадцать, пятнадцать,
девяносто два и шесть.
Кроме стишков для запоминания числа
π математики придумали такой приём – надо запомнить некую фразу, число
букв, в каждом слове которой будет последовательно соответствовать цифрам после
запятой числа π. Например:
Что я
знаю о кругах (3,1416 до четвёртого знака)
Это я
знаю и помню прекрасно – «Пи» многие знаки мне лишни, напрасны
(соответственно 3,14159265358 до 11-го знака).
А вот
дореволюционная фраза с буковой «ер»:
Кто и
шутя и скоро пожелаетъ Пи узнать число, уже знаетъ
(3,1415926536 до 10-го знака).
А это для
школ с английским языком преподавания математики стишок для запоминания числа π до 20-го
знака после запятой (3,14159265358979323846):
I wish I could determine pi
Christmas pudding
Christmas pie
Is the problem's very center.
Аналогичный
английский стишок (двенадцать знаков после запятой - 3.141592653589):
See I have a rhyme
assisting
My feeble brain, its tasks offtimes resisting.
Французский вариант (3,141592653589793238462643383279):
Que j'aime faire apprendre un
nombre utile aux sages!
Immortel Archimede, sublime ingenieur,
Qui de ton jugement peut sonder la valeur?
Pour moi ton probleme eut de parells avantages.
Подобные запоминалки математики
придумали и для числа е.
Русский
вариант до 15-го знака после запятой (e = 2,718281828459045...): Двум
запятым семь вёрст не крюк (2,7) + два Льва Толстых (1828 – год
рождения Толстого) + прямоугольный равнобедренный (углы равнобедренного
прямоугольного треугольника - 45˚, 90˚, 45˚).
Французский
вариант (цифры кодирует длина слов): «Tu aideras a rappeler ta quantite a
beaucoup de docteurs amis!».
Английский вариант: «To express e,
remember to memorize a sentence to simplify this».
А теперь
разберёмся в том, чего напридумывали физики и астрономы.
Естественно,
что начнём с запоминалок цветов
спектра:
Каждый
Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны (первые буквы соответствуют
цветам спектра).
Или:
Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь.
Когда я начинал свою учительскую работу, я
преподавал физику на украинском языке в глухой сельской восьмилетке Полтавской
области (говорят, её уже закрыли). И тогда вместо «охотника на фазанов» я
использовал следующие украинские запоминалки: «Чоловік Охоче Жінку
Заміж Бере Собі Файну» или «Чому Олені Живуть Зимою Без
Своїх Фантазій?» (червоний, оранжевий, жовтий, зелений, блакитний, синій,
фіолетовий). Хотя, похоже, что после «оранжевой» украинской революции эти запоминалки
действовать перестали, так как вместо слова «оранжевий» начали
употреблять послереволюционное слово «помаранчевий» (щоб не так, як у
москалів). Видимо,
все революции рождают свой сленг и новояз.
Запомнить порядок
планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,
Нептун, Плутон) можно по первым буквам слов во фразе: «Мы ведь знаем, мама
Юли села утром на пилюли!» Или: «Планеты Нетрудно Упомнить Самому
Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий». Или вот на украинском: «Маючи
Великі Здібності Маленький Юрко Співав Українські Народні Пісні». Правда, в последние годы умные
астрономы исключили Плутон из числа планет.
Спектральные классы звёзд в
зависимости от температуры делятся на классы: O, B, A, F, G, K, M, L, T. Кроме
того, выделяют три дополнительных класса R, N, S, которые отражают химический
состав звезд. Для запоминания этих классов астрономы используют несколько
мнемонических фраз. Классическая фраза: «Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь».
Её приписывают автору
школьного учебника по астрономии профессору Б.А. Воронцову-Вельяминову. К сожалению, фраза не кодирует
классы L и T, т. к. она была придумана задолго до того, как эти классы были открыты. Советский вариант конца
80-х годов, учитывающий классы L и T: «О Боже! АФГанистан, Куда Мы ЛеТим?»
А вот относительно современный ироничный американский вариант: «Officially, Bill Always Felt
Guilty Kissing Monica Lewinsky Tenderly».
У химиков мне удалось раздобыть запоминалки
только для усвоения цветов индикаторов: «Индикатор
лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий – щелочь тут, не
стой разиней!», «Фенолфталеиновый в щелочах малиновый».
«Очнись, Зловещий Гробовщик, -
Бушует Тонус Организма, Лишая Собственный Язык Безмерной Доли Пессимизма» –
фраза, применяемая студентами-медиками, для запоминания последовательности черепно-мозговых нервов (обонятельный,
зрительный, глазодвигательный, блоковой, тройничный, отводящий, лицевой,
слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный). А американские
студенты-медики для этого используют стихотворение: On Old
Историки поделились со мной
только одной не очень приличной запоминалкой-анекдотом, известной с советских
времён преподавания истории КПСС. Лектор
диктует мнемоническое правило для запоминания
состава первой марксистской группы в России, в котором при сложении
первых буквы фамилий членов этой группы получает общеизвестное нецензурное
слово.
Аналогичную
историю я услышал в одном военном вузе, где читал лекции на курсах повышения
квалификации. Преподаватель, этакий «настоящий полковник», подошёл ко мне после
занятий и рассказал историю о том, как он долго не мог добиться от курсантов
внятных ответов на экзамене по курсу «Отравляющие вещества» до тех пор, пока не
выстроил названия этих самых веществ в определённом порядке. Выстроенные в
таком порядке, первые буквы этих названий образовали то же самое слово, что у
преподавателя марксизма в предыдущем абзаце. Но проблем на экзаменах больше не
было.
На
первый взгляд кажется, что представленная коллекция – это не очень серьёзный
набор мелких находок, «изюмин», которые облегчают жизнь учителя или
преподавателя. Но на самом деле мнемонические запоминалки – это мощнейшее
дидактическое средство «сгущения мысли» (понятие А.А. Потебни), проверенное и
отшлифованное десятилетиями педагогической практики.
Мы
просим читателей нашего журнала отнестись серьёзно к этому «несерьёзному»
дидактическому жанру учительского фольклора и всячески пополнять нашу общую
копилку. А там, глядишь, со временем мы их соберём в нужную всем
серьёзно-несерьёзную книжечку.
Андрей
Остапенко, главный редактор
При
подготовке редакционной статьи использован материал сайтов:
http://www.gramota.ru/class/memos